Известия высших учебных заведений

Прикладная нелинейная динамика

ISSN 0869-6632 (Print)
ISSN 2542-1905 (Online)


Для цитирования:

Измайлов И. В., Пойзнер Б. Н., Раводин В. О. Модель взаимодействия двух научных направлений, одно из которых или оба «затухающие», с учетом ограничения роста достижений и запаздывания // Известия вузов. ПНД. 2001. Т. 9, вып. 4. С. 119-139. DOI: 10.18500/0869-6632-2001-9-4-119-139

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
001:519.711.3+617.949.22

Модель взаимодействия двух научных направлений, одно из которых или оба «затухающие», с учетом ограничения роста достижений и запаздывания

Авторы: 
Измайлов Игорь Валерьевич, Томский национально исследовательский государственный университет
Пойзнер Борис Николаевич, Томский национально исследовательский государственный университет
Раводин Владимир Олегович, Томский национально исследовательский государственный университет
Аннотация: 

Исследуется модель взаимодействия двух научных направлений с квадратичным ограничением роста достижений (аналогичная предложенной В.В. Качаком и Е.С. Мчедловой ) учитывающая инерционность восприятия сообществом «свойх» и «чужих» научных достижений. Для выяснения совместного влияния запаздывания, начальных условий и типов взаимодействия направлений на динамику их продуктивности предложено дополнить фазовые портреты и временные реализации построением инициально-финальных отображений (термин авторов). 
Обнаружены предельные циклы, в том числе резонанс на торе, а также хаотический режим - эргодический тор. С ростом запаздывания проявляются «окна периодичности»; эргодический тор чередуется с резонансом на торе. Показано, что инерционность восприятия способна усложнять процесс взаимодействия научных сообществ.

Ключевые слова: 
Благодарности: 
В работе использованы материалы, полученные при выполнении проекта № 990675 в рамках научной программы «Фундаментальные исследования высшей школы в области естественных и гуманитарных наук. Университеты России».
Список источников: 

-

Поступила в редакцию: 
22.02.2001
Принята к публикации: 
21.08.2001
Опубликована: 
08.02.2002