Известия высших учебных заведений

Прикладная нелинейная динамика

ISSN 0869-6632 (Print)
ISSN 2542-1905 (Online)


Для цитирования:

Пойзнер Б. Н. Харизма: репликация восприятия // Известия вузов. ПНД. 2004. Т. 12, вып. 3. С. 84-109. DOI: 10.18500/0869-6632-2004-12-3-84-109

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 0)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Научная статья
УДК: 
(8+14): 168+536.75

Харизма: репликация восприятия

Авторы: 
Пойзнер Борис Николаевич, Томский национально исследовательский государственный университет
Аннотация: 

Почему феномен харизмы заслуживает внимания социосинергетики? Как изменилось содержание понятия «харизма» от античности до наших дней? В чем особенность восприятия харизмы в русской культуре? Как выглядит окружение харизматика через призму нелинейной динамики? Автор стремится ответить на подобные вопросы, исходя из положения: распространение мнения о некой личности как харизматической - типичный случай репликации культурного образца. Автор опирается на работы по синергетике, культурологии, социологии, лингвистике, истории науки, философской антропологии, примеры стиля публицистов. В первой части статьи харизма была описана как психологическое явление, восходящее к первобытному обществу. Касаясь этимологии слова «харизма», автор выявлял неизменные и вариативные значения понятия. Удалось сравнить контексты, в которых используется понятие «харизма» в христианстве, иудаизме, восточной философии. Освещены различные смысловые оттенки этого понятия в русском, французском, английском языках.

Ключевые слова: 
Список источников: 

137. Христофорова О.Б. Получение дара: рассказы о шаманском становлении у нганасан // Мировое древо. 2003. № 10. С. 87-105., с. 98-99.
138. Федотов Г.П. Собр. соч. в 12 т. Т. 8: Святые Древней Руси / Сост., примеч. C.C. Бычков. M.: Мартис, 2000. 268 c.
139. Климова С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб.: Алетейя, 2004. 329 с.
140. Струве H.A. О Гарвардской речи А. Солженицына // Струве Н.А. Православие и культура. M.: Русский путь, 2000. С. 530-540.
141. Арнаутова Ю.Е. Колдуны и святые: Антропология болезни в средние века. СПб.: Алетейя, 2004. 398 c.
142. Панченко А.М. Юродивые на Руси // Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб.: Юна, 1999. С. 392-407.
143. Зайченко А.А. Юродство // Античный мир и мы: Материалы межвуз. научн. конф. (22-24 мая 2003 r., Саратов). Саратов: ГосУНЦ, «Колледж», 2003. Вып. 9. С. 119-125.
144. Янгулова Л. Юродивые и Умалишенные: генеалогия инкарцерации в России // Мишель Фуко и Россия: Сб. ст. / Под ред. О. Харахордина. СПб.; M.: Европейский ун-т в Санкт-Петербурге; Летний сад, 2001. С. 192-212.
145. Мандёельштам О.Собр. соч. в 4-х т. Т. 3: Стихи и проза 1930-1937 / Сост. и коммент. П. Нерлер, А. Никитаев. М.: Арт-Бизнес-Центр, 1994. 528 c.
146. Файбисович С. Русские новые и неновые: Эссе о главном. М.: Новое лит. обозрение, 1999. 288 с.
147. Мистики ХХ века. Энциклопедия / Под ред. А. Ровнера. М.: Миф - Локид; 1996. 522 с.
148. Энциклопедия мистических терминов / Сост. С. Васильев и др. М.: Локид; Миф, 1998. 576 c.
149. Кырлежев А. Церковь и мир: парадокс или синтез? // Русская мысль (Париж), 2000. № 4324 от 29.06-05.07. С. 19.
150. Рашковский Е.Б. На оси времен: Очерки по философии истории. М.: Прогресс-Традиция, 1999. 208 с.
151. Брудный A.A. Персонетика: проект «Глубокий рейд». М.: Лабиринт, 2003. 256 с.
152. Булдаков В.П. Красная смута. Природа и последствия революционного насилия. М.: РОССПЭН, 1997. 376 с.
153. Домбровский Т. Харизма / Пер. с нем. О. Гофман. СПб.: Питер, 2002. 192 с.
154. Гусейнов Г.Ч. Советские идеологемы в русском дискурсе 1990-х. M.: Три квадрата, 2004. 272 c.
155. Бесовская харизма // Книжное обозрение «НГ Ex libris». 31.10.2002. С. 6.
156. «Сад “Буфф”» (Томск), 28.11.2002. С. 16.
157. Соколов А. Выбор на три буквы // Томский вестник: Областная ежедневная газета. 15.03.2004. С. 1
158. Чулков Г. Откровенные мысли / Предисл., публ. и коммент. Н.Ю. Грякаловой // Писатели символистского круга: Новые материалы. СПб.: Дмитрий Булавин, 2003. С. 457-499, вклейка перед с. 385, с. 463
159. Молок Ю.А. Пушкин в 1937 году. M.: Новое лит. обозрение, 2000. 232 с.
160. Пушкин в эмиграции. 1937 / Сост., коммент., вступит. очерк В. Перельмутера. М.: Прогрес-Традиция, 1999. 800 с.
161. Гаспаров М.Л. Столетие как мepa, или Классика на фоне современности // Новое лит. обозрение. 2003. № 4 (62). С. 13-14.
162. Перельмутер В. Пушкинское эхо: Записки. Заметки. Эссе. М.; Торонто: Минувшее - Library of Toronto Slavic Quarterly, 2003. 512 с.
163. Мак В. Израильские премии Пьеру Булезу и Рикардо Мути // Русская мысль (Париж), № 4321 (8-14 июня 2000). С. 16. 
164. Кремер Г. Обертоны. М.: Аграф, 2001. 352 с.
165. Жолковский А.К. Эросипед и другие виньетки. Томск-М.: Водолей Publishers, 2003. 624 с.
166. Мазур H.H. Пушкин и «московские юноши»: вокруг проблемы гения // Пушкинская конференция в Стэнфорде, 1999: Материалы и исследования. M. ОГИ, 2001. С. 54-105.
167. Парамонов Б. Пушкин - наше ничто // Парамонов Б. След: Философия. История. Современность. М.: Независимая Газета, 2001. С. 411-424.
168. Матич О. Успешный мафиози - мертвый мафиози: культура погребального обряда // Новое литературное обозрение. 1998. № 5. С.75-107.
169. Ортега-и-Гассет Х.Восстание масс // Вопросы философии. 1989. № 3-4. С. 117-138.
170. Вознесенский А., Лесин Е. Харизма, порожденная действием // Книжное обозрение «НГ Ex libris». 12.02.2004. С. 1.
171. Юнг К.Г. Три интервью из книги «Юнг говорит...» // Аналитическая психология / К.Г. Юнг, Э. Сэмюэлс, В. Одайник, Дж. Хаббэк; Сост. В.В.Зеленский, А.М. Руткевич. M.: Мартис, 1995. С. 167-198.
172. Поварцов С.Н. Мережковский, Уэллс и красная звезда // Вопросы литературы. 2002. Ноябрь - Декабрь. С. 168-186.
173. Мирский Г.И. Жизнь в трех эпохах. M.; СПб.: Летний сад, 2001. 368 с.
174. Каганович Л.М. Памятные записки. М.: Вагриус, 1996. 572 с.
175. Борев Ю.Б. Сталиниада. M.: ООО «Агентство “КРПА” Олимп». 2003. 461 c.
176. Пригожин H., Стенгерс И. Порядок из хаоса: Новый диалог человека с природой / Под ред. В.И. Аршинова, Ю.Л. Климонтовича, Ю.В. Сачкова. M.: Прогресс, 1986. 432 с.
177. Медников Б.М. Аналогия (параллели между биологической и культурной эволюцией) // Человек. 2004. № 1. С. 5-17.
178. Сепир Эд. Коммуникация // Сепир Эд. Избранные труды по языкознанию и культурологии / Общ. ред. и вступ. ст. А.Е. Кибрика. M.: Прогресс-Универс, 1993. С. 210-215.
179. Хренов Н.А. Культура в эпоху социального хаоса. М.: Едиториал УРСС, 2002. 448 с.
180. Мосс М. Техники тела // Человек. 1993. № 2. С. 64-79.
181. Бурдье П. Структуры, Habitus, Практики // Современная социальная теория: Бурдье, Гидденс, Хабермас: Учеб. пособие. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1995. С. 16-31.
182. Пелипенко А.А. Генезис смыслового пространства и онтология культуры // Человек. 2002. № 2. С. 6-21.
183. Савин М.Г. Культурон - космический носитель культуры // Человек. 2002. № 5. С. 165-172.
184. Кнабе Г.С. Вторая память Мнемозины // Вопросы литературы. 2004. Январь - Февраль. С. 3-24.
185. Рашкофф Д. Медиавирус: Как поп-культура тайно воздействует на ваше сознание. М., 2003. 368 с.
186. Бойм С. Общие места: Мифология повседневной жизни. М.: Новое лит. обозрение, 2002. 320 с.
187. Пойзнер Б.Н., Ситникова Д.Л. Самообновление культуры и синтез научных знаний. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 184 с.
188. Введенова E.Г. Архетипы коллективного бессознательного и проблемы становления культуры // Эволюция. Язык. Познание. М.: Языки русской культуры. 2000. С. 113-133.
189. Лотман Ю.М. Внутри мыслящих миров. Человек - семиосфера - история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с.
190. Лотман Ю.М. Повторяемость и уникальность в механизме культуры // Лотман Ю.М. История и типология русской культуры. СПб.: Искусство-СПб, 2002. С. 67-70.
191. Лапланиш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. М.: Высш. шк., 1996. 623 c.
192. Хоружий С.С. Человек и его три дальних удела. Новая антропология на базе древнего опыта // Вопросы философии. 2003. № 1. С. 38-62.
193. Розов С.М. Дарвинизм и эпистемология: генетика и меметика // На теневой стороне. Материалы к истории семинара М.А. Розова по эпистемологии и философии науки в Новосибирском Академгородке. Новосибирск: НГУ, 1996. С. 311-338.
194. Переселение душ: Сб. ст. М.: АДЕ «Золотой Век», 1994. 426 с.
195. Юлен М. Идея переселения душ в XXI в., или Будущее одной иллюзии // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 49-61.
196. Жидков B.C., Соколов К.Б. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003. 464 c.
197. Токарев Д.В. «Воображение мертво воображайте»; «Французская» проза Сэмюэля Беккета // Беккет С. Никчемные тексты. СПб: Наука, 2001. С. 257-315.
198. Шпет Г.Г.Литература // Шпет Г.Г. История как проблема логики. Критические и методологические исследования. Материалы. В двух частях. M.: Памятники исторической мысли, 2002. С. 1133-1136.
199. Баранцев Р.Г. Имманентные проблемы синергетики // Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие. М.: Наука, 2002. С. 460-477.
200. Соснин 3.A., Пойзнер Б.Н. Рабочая книга но социальному конструированию (Междисциплинарный проект). Ч. 2. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2001. 132 с.
201. Пастернак Б.Л. Высокая болезнь // Пастернак Б.Л. Стихотворения и поэмы / Вступит. ст. А.Д. Синявского; Сост., подготовка текста и примеч. Л.А. Озерова. М.- Л.: ЛО изд-ва «Сов. писатель», 1965. С. 236-244.
202. Пойзнер Б.Н., Ситникова Д.Л. Big bifurcation: рождение математического моделирования // Изв. вузов. Cep. Прикладная нелинейная динамика, 2000. Т. 8. № 5. С. 82-97.
203. Толстой Л.Н. Война и мир. B 2-x 1. Т. 1. М.: Худож. лит., 1978. 416 c.
204. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Социальная виртуалистика. ? Томск: Изд-во Том. ун-та, 2002. 118 с.
205. Турчин В.Ф. Феномен науки: Кибернетический подход к эволюции. М.: Наука, 1993. 296 c.
206. Хайтун С.Д. Феномен «избыточности» мозга, генома и других развитых органических и социальных структур // Вопросы философии. 2003. № 3. С. 85-96.
207. Геллнер Э. Разум и культура: Историческая роль рациональности и рационализма. М.: Моск. школа полит. исследований, 2003. 252 с.
208. Иванов Вяч. Вс. Очерки по предыстории и истории семиотики // Иванов Вяч. Вс. Избр. тр. по семиотике и истории культуры. Т. 1. М.: Языки русской культуры, 1999. С. 605-812.
209. Уайт Х.Метаистория: Историческое воображение в Европе XIX века / Пер. под ред. Е.Г. Трубиной и В.В. Харитонова. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2002. 528 с.
210. Вен П. Греки и мифология: Bepa или неверие?: Опыт о конституирующем воображении. M.: Изд. дом «Искусство», 2003. 224 с.
211. Вен П. Как пишут историю. Опыт эпистемологии. М.: Научный мир, 2003. 394 с.
212. Рудаков B.H. Язык Библии в ранних рассказах русских летописей о монголо-татарском нашествии // Одиссей. Человек в истории. 2003 / Гл. ред. А.Я. Гуревич. М.: Наука, 2003. С. 49-60.
213. Анкерсмит Ф.Р. История и тропология: взлет и падение метафоры. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 496 c.
214. Арон P. Избранное: Измерения исторического сознания. M. РОССПЭН, 2004. С. 7-176.
215. Богданов K.A. Повседневность и мифология: Исследования по семиотике фольклорной действительности. СПб.: Искусство-СПб., 2001. 438 с.
216. Хюбнер K. Истина мифа. M.: Республика, 1996. 448 с.
217. Шкловский В.Б. Искусство как прием // Шкловский В.Б. Гамбургский 
счет. М., 1989. С. 58-72.
218. Пойзнер Б.Н. О синергетическом измерении искусства // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2001. Т. 9, № 6. С. 168-189.
219. Пойзнер Б.Н. Репликатор - посредник между человеком и историей // Изв вузов. Прикладная нелинейная динамика. 1999. Т. 7, № 6. С. 83-104.
220. Кэмпбелл Дж. Герой с тысячью лицами. Киев: София, 1997. 336 с.
221. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов. Киев: Гос. библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.
222. Хайек Ф.А. Общество свободных. London: OPI, 1990. 309 с.
223. Блум Х. Страх влияния. Карта перечитывания / Пер., сост., примеч., послесл. С.А. Никитина. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 1998. 352 c.
224. Подлазов A.B. Теоретическая демография. Модели роста народонаселения и глобального демографического перехода // Новое в синергетике: Взгляд в третье тысячелетие. М.: Наука, 2002. С. 324-345.
225. Громыко Ю. Социокультурное разнообразие как оселок деятельностного подхода // Кентавр. 2004. Вып. 33. С. 20-27.
226. Пойзнер Б.Н. О стимулах становления человека и смены его ценностей // Высшее образование в России. 1996. № 3. С. 57-60.
227. Тилкес О.К. Еврейское время и пространство в Амстердаме // Ремизов и Голландия: Переписка с Б.Н. Рапчинским (1947-1957) / Сост. T.B. Цивьян; Отв. ред. Вяч. Вс. Иванов. М.: Наука, 2004. С. 88-136.
228. Кнабе Г.С. Жажда тождества: Культурно-антропологическая идентификация. Вчера. Сегодня. Завтра. М.: РГГУ, 2003. 60 c.
229. Егоров Б.Ф. O провинциальной культуре и региональном самосознании (Ответы на вопросы Н.В. Серебренникова) // Сибирь в контексте мировой культуры: Опыт самоописание. Томск: Сибирика, 2003. С. 7-9.
230. Геннеп. А. ван. Обряды перехода. Систематическое изучение обрядов. М.: Восточная литература, 1999. 198 с.
231. Тэрнер В. Ритуальный процесс. Структура и антиструктура // Тэрнер В. Символ и ритуал. М.: Наука, 1983. С. 104-264.
232. Верещагин. Е.М. Благодать: хаотичный космос? // Логический анализ языка. Космос и хаос: Концептуальные поля порядка и беспорядка / Отв. ред. Н.Д. Арутюнова. М.: Индрик, 2003. С. 32-40.

Поступила в редакцию: 
03.09.2003
Принята к публикации: 
14.05.2004
Опубликована: 
23.12.2004