Известия высших учебных заведений

Прикладная нелинейная динамика

ISSN 0869-6632 (Print)
ISSN 2542-1905 (Online)


Образец для цитирования:

Пойзнер Б. Н. Hommage Дмитрию Ивановичу Трубецкову, или учёный и времена: типология отношений //Известия вузов. ПНД. 2018. Т. 26, вып. 3. С. 127-153. DOI: https://doi.org/10.18500/0869-6632-2018-26-3-127-153

Опубликована онлайн: 
30.06.2018
Язык публикации: 
русский
Рубрика: 

Hommage Дмитрию Ивановичу Трубецкову, или учёный и времена: типология отношений

Авторы: 
Пойзнер Борис Николаевич, Томский национально исследовательский государственный университет
Аннотация: 

Цель. Целью работы является модель отношений учёного с эволюционирующей со- циальной системой. Модель описывает ключевые компоненты творческой деятельно- сти, особенности социокультурной ситуации и факторы, способные повлиять на творческую продуктивность. Метод. Метод исследования объединяет принципы описания целеустремлённой системы деятельности (В.И. Корогодин, 1991), шкалу творческих субъектов (Э.А. Соснин, 2011), неологизмы «креатема», «соисторичность», «хронема» (М.Н. Эпштейн, 2017). Результаты. Введено рабочее понятие «творческий контекст», раскрывающее условия, в которых действует учёный. Контексты отличаются степенью мотивации (демотивации) учёного. Предложен принцип упорядочения творческих контекстов. Составлена таблица из 16 контекстов, которая может служить эвристикой начинающему исследователю. Содержание таблицы позволяет исследователю: рефлексировать компоненты своей деятельности, оценивать творческий уровень; диагностировать текущую стадию эволюции творческого коллектива; соотносить уровни своего творчества с этой стадией; соотносить свои творческие притязания с этапом эволюции социальной системы. Обсуждение. Обоснованы допущения, при которых построена таблица контекстов, даны комментарии к ней. Отдельные творческие контексты из таблицы могут быть верифицированы на историко-научных сюжетах в книгах Д.И. Трубецкова, С.Э. Шноля, М. Перутца. В порядке дискуссии выдвинуты понятия: «дизергия» (антоним синергии) и «недостоверное настоящее» (характеристика стадии деградации социальной системы). Анализируется тезис: степень мотивации (демотивации) учёного зависит от меры синергии (дизергии) между уровнем его творчества и стадией жизненного цикла социальной системы.  

DOI: 
10.18500/0869-6632-2018-26-3-127-153
Библиографический список: 

1. Мифы народов мира: Энциклопедия / Гл. ред. С.А. Токарев. М.: Сов. энциклопедия, 1982. Т. 2: К–Я. 720 с. 2. Вейсман А.Д. Греческо-русский словарь. Репринт 5-го издания 1899 г. М.: Греколатинский кабинет Ю.А. Шичалина, 1991. 1370 стлб. 3. Петрученко О. Латинско-русский словарь. М.; Пг.; Харьков: Т-во «В.В. Думнов, Наследники Бр. Салаевых», 1918. 810 с. 4. Словарь античности / Сост. Й. Ирмшер в сотрудничестве с Р. Йоне. М.: Прогресс, 1989. 704 с. 5. Ассман А. Распалась связь времён? Взлёт и падение темпорального режима Модерна. М.: Новое лит. обозрение, 2017. 272 с. 6. Трубецков Д.И. Синхронизация: Учёный и время: Лекции на школах «Нелинейные дни в Саратове для молодых». Саратов: ГосУНЦ «Колледж», 2006. Вып. 2. 112 с. 7. Корогодин В.И. Информация и феномен жизни. Пущино: Пущинский научный центр АН СССР, 1991. 204 с. 8. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Из небытия в бытие: Творчество как целенаправленная деятельность. Томск: STT, 2011. 520 c. 9. Соснин Э.А., Пойзнер Б.Н. Осмысленная научная деятельность: Диссертанту – о жизни знаний, защищаемых в форме положений / Под ред. А.В. Войцеховского. М.: ИНФРА-М, 2015. 148 с. 10. Аникин В.М., Пойзнер Б.Н., Соснин Э.А., Шувалов А.В. Феномен научной школы: История, типология получения и передачи знаний, психология коммуникаций / Под общей ред. В.М. Аникина. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2015. 232 с. 11. Соснин Э.А. Методы решения научных, технических и социальных задач : Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Солдатова. Томск: ИД ТГУ, 2016. 376 с. 12. Трубецков Д.И. Наука о сложностях в лицах, датах и судьбах. Как закладывались основы синергетики: Пиршество духа и драма идей. М.: ЛИБРОКОМ, 2013. 312 с. 13. Ницше Фр. Воля к власти: Опыт переоценки всех ценностей (черновики и наброски из наследия Фридриха Ницше 1883–1888 годов в редакции Элизабет Фёрстер-Ницше и Петера Гаста) / Науч. редактура, сверка, коммент. и составл. конкорданса И. Эбаноидзе. М. : Культурная революция, 2016, 824 с. 14. Трубецков Д.И. Колебания и волны для гуманитариев: Учеб. пособие для вузов. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 1997. 392 с. 15. Шноль С.Э. Герои, злодеи, конформисты российской науки. М.: Либроком, 2010. 720 с. 16. Соснин Э.А., Шувалов А.В., Пойзнер Б.Н. Лидер и управление жизненным циклом системы: Шкала творчества, примеры, патографии / Под ред. А.Н. Солдатова. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2013. 254 с. 17. Эпштейн М.Н. Проективный словарь гуманитарных наук. М.: Новое литературное обозрение, 2017. 616 с. 18. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино / Отв. ред. В.А. Каверин, А.С. Мясников; изд. подгот. Е.А. Тоддес, А.П. Чудаков, М.О. Чудакова. М.: Наука, 1977. 576 с. 19. Трубецков Д.И., Трубецкова Е.Г. Фрактальное искусство // Изв. вузов. Прикладная нелинейная динамика. 2016. Т. 24, No 6. С. 84–103. 20. Арендт Х. Люди в тёмные времена. М.: Моск. шк. полит. исследований, 2003. 312 с. 21. Перутц М. Мне бы рассердить вас раньше: Эссе о науке, учёных и гуманизме. М.: Научный мир, 2007. 432 с. 22. Розанов В.В. Опавшие листья. Короб второй и последний // Собр. соч. Листва / Под общ. ред. А.Н. Николюкина. М.: Республика; СПб.: Росток, 2010. С. 189–364. 23. Глуховая Е. «Странное существо человек, загадочнее кошки»: Переписка Вяч. Иванова с М.О. Гершензоном (1909–1925) // Europa Orientalis: Русскоитальянский архив, VIII / Сост. Кристиано Дидди и Андрей Шишкин. Салерно, 2011. С. 27 – 46. 24. Веселовский С.Б. Страницы из Дневника. 1917–1923. Веселовский Вс.С. Встречи с И.А. Буниным в 1917 году. Итог революции и гражданской войны. М.: АИРО-XXI, 2004. 96 с. 25. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка / Под ред. И.А. Бодуэнаде-Куртенэ: Т. 1–4: Т. 2: И–О. СПб.–М.: ИГ «Прогресс», «Универс», 1994. 2030 стлб. 26. Гаспаров М.Л. Записи и выписки. М.: Новое лит. обозрение, 2000. 416 с. 27. Гудков Л.Д. Абортивная модернизация. М.: Российская политическая энциклопедия, 2011. 630 с. 28. Кафедра электроники, колебаний и волн: Прошлое, настоящее, будущее. Саратов: Изд-во ГосУНЦ «Колледж», 2002. 162 с. 29. Емельянов В.В. Исторический прогресс и культурная память (о парадоксах идеи прогресса) // Вопросы философии. 2011. No 8. С. 46–57. 30. Кобрин К. Постсоветский мавзолей прошлого. М.: Новое лит. обозрение, 2017. 264 с. 31. Эткинд А. Кривое горе: Память о непогребённых. М.: Новое лит. обозрение, 2016. 328 с. 32. Юрчак А. Это было навсегда, пока не кончилось: Последнее советское поколение / Предисл. А. Беляев. М.: Новое лит. обозрение, 2017. 664 с. 33. Дэвис М.Л. Fin de siecle: Психопатология историзованной жизни // Новое литературное обозрение. 2018. No 1. С. 353–373. 34. Смирнов И.П. Катагенез // Новое литературное обозрение. 2018. No 1. С. 391–400. 35. Смирнов И.П. Об ограниченности ума. М.: Новое лит. обозрение, 2017. 312 с. 36. Smith D. Former People: the Final Days of the Russian Aristocracy. N.Y.: Farrar, Straus and Giroux, 2013. 464 p. 37. Франк С.Л. «Новое варварство (конспекты двух лекций)» // Вопросы философии. 2018. No 1. С. 137–141. 38. Бодлер Ш. Об искусстве / Предисл. В. Левика; послесл. В. Мильчиной. М.: Искусство, 1986. 422 с. 39. Пушкин: Письма последних лет. 1834–1837 / Отв. ред., подгот. раздела, предисл. Н.В. Измайлов. Л.: Наука, ЛО, 1969. 528 с.

Краткое содержание: