Известия высших учебных заведений

Прикладная нелинейная динамика

ISSN 0869-6632 (Print)
ISSN 2542-1905 (Online)


Для цитирования:

Крылов А. К. Порождение бифуркации общественного мнения алгоритмами социальных сетей // Известия вузов. ПНД. 2022. Т. 30, вып. 3. С. 261-267. DOI: 10.18500/0869-6632-2022-30-3-261-267

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0).
Полный текст в формате PDF(Ru):
(загрузок: 134)
Язык публикации: 
русский
Тип статьи: 
Краткое сообщение
УДК: 
004.94

Порождение бифуркации общественного мнения алгоритмами социальных сетей

Авторы: 
Крылов Андрей Константинович, Институт психологии РАН
Аннотация: 

Цель настоящего исследования — рассмотреть возможность нелинейного влияния алгоритмов социальных сетей на мнения пользователей и условия возникновения поляризации мнений в социуме посредством общения в социальной сети. Методы. В данной работе используется метод математического моделирования динамики мнений пользователей социальной сети. Рассматривается несколько стратегий отношения пользователей к поступающей информации: стратегия 1 — пользователь положительно относится к информации, близкой его позиции, независимо от направления отличия; стратегия 2 — пользователь положительно относится к той информации, которая выражает его позицию, но более определенно. Результаты. Показано, что за счет алгоритма ранжирования информации социальной сетью может происходить поляризация мнений в социуме — формируются два аттрактора. Бифуркация возникает при превышении 40% доли людей, положительно оценивающих позицию, соответствующую их взглядам, но более четкую — доля стратегии 2 в социуме. Если же все пользователи пользуются стратегией 1, то общество приходит к консенсусу — единому среднему мнению, формируется один аттрактор. Заключение. Алгоритмы социальной сети могут порождать поляризацию социума или усиливать ее больше, чем при устном общении, без социальной сети интернета. Взаимодействие пользователей в социальной сети существенно нелинейно и алгоритмы социальной сети усиливают нелинейность восприятия информации человеком, создавая односторонний поток поступающей информации.

Благодарности: 
Работа выполнена при поддержке РФФИ, грант № 18-29-22045
Список источников: 
  1. Prasetya H. A., Murata T. A model of opinion and propagation structure polarization in social media // Comput. Soc. Netw. 2020. Vol. 7, no. 1. P. 2. DOI: 10.1186/s40649-019-0076-z.
  2. Bakshy E., Messing S., Adamic L. A. Exposure to ideologically diverse news and opinion on Facebook // Science. 2015. Vol. 348, no. 6239. P. 1130–1132. DOI: 10.1126/science.aaa1160.
  3. Xiong F., Liu Y. Opinion formation on social media: An empirical approach // Chaos. 2014. Vol. 24, no. 1. P. 013130. DOI: 10.1063/1.4866011.
  4. Tornberg P., Andersson C., Lindgren K., Banisch S. Modeling the emergence of affective polarization in the social media society // PLoS ONE. 2021. Vol. 16, no. 10. P. e0258259. DOI: 10.1371/journal.pone.0258259.
  5. Bail C. A., Argyle L. P., Brown T. W., Bumpus J. P., Chen H., Hunzaker M. B. F., Lee J., Mann M., Merhout F., Volfovsky A. Exposure to opposing views on social media can increase political polarization // Proc. Natl. Acad. Sci. U.S.A. 2018. Vol. 115, no. 37. P. 9216–9221. DOI: 10.1073/pnas.1804840115.
  6. Mas M., Flache A., Helbing D. Individualization as driving force of clustering phenomena in humans // PLoS Comput. Biol. 2010. Vol. 6, no. 10. P. e1000959. DOI: 10.1371/journal.pcbi.1000959.
Поступила в редакцию: 
10.11.2021
Принята к публикации: 
19.01.2022
Опубликована: 
31.05.2022